Изменения в Кодексе об административных правонарушениях в сфере миграции для иностранных граждан и работодателей

5 июля 2014 года Главой государства подписан новый Кодекс об административных правонарушениях, который вступил в силу с 01 января 2015 года.

С момента принятия предыдущего Кодекса РК об административных правонарушениях в 2001 году в него внесено немало изменений и дополнений, которые привели к нарушению системности самого кодекса. Реалии сегодняшнего дня подсказали необходимость принятия нового законодательства, способного адекватно реагировать на вызовы современности. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия-2050» новый политический курс состоявшегося государства» Президент страны поручил Правительству начать реформу уголовного законодательства. Вместе с тем, основы очередного этапа совершенствования законодательства нашей страны были заложены Концепцией правовой политики на 2010-2020 гг., утвержденной Указом Президента от 24 августа 2009 года, которая определила стратегические направления развития уголовной политики и новый этап модернизации уголовного законодательства. Однако, реформирование Уголовного кодекса, безусловно, повлекло за собой совершенствование норм Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-исполнительного кодекса страны, поскольку они глубоко взаимосвязаны. Более 50 составов административных правонарушений переведены из административного кодекса в УК в качестве «уголовного проступка», представляющего собой промежуточное звено между административным правонарушением и преступлением.

Необходимо отметить, что в стране проведена огромная работа по совершенствованию норм Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-исполнительного кодекса, которые вступили в действие с 1 января 2015 года, что свидетельствует о переходе новый правовой уровень развития общества.

Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции нацелен на существенное реформирование административного законодательства, а также исключении норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, более четкому определению административно-правовых деликтов, определению полномочий государственных органов по наложению административных взысканий и модернизации процедуры привлечения к административной ответственности.

Всего из 966 статей действующего КоАП подверглись переработке 760 статей, введены 62 новые статьи, исключены 128 статей, в том числе ввиду перевода предусмотренных ими составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков (в рамках проекта нового Уголовного кодекса).

В реализацию поручений Главы государства по снижению давления на бизнес дифференцирована ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства. Это позволит более объективно подходить к рассмотрению дел с их участием и назначать им штрафные санкции, соразмерные содеянному.

В целях снижения коррупциогенности предусматриваются фиксированные размеры штрафов. Сейчас же штрафы во многих случаях варьируются путем установления их нижних и верхних пределов. При этом разница между указанными пределами достигает существенных размеров.

Расширена возможность применения предупреждения вместо реальных административных взысканий. Количество статей КоАП, по которым может быть вынесено предупреждение, увеличено до 7%.

Для снижения репрессивности Кодекса, исключения волокиты при рассмотрении дел об административных правонарушениях введено сокращенное производство. При этом виновное лицо может в течение 7 суток после наложения штрафа оплатить лишь половину от назначенной суммы штрафа. Данная новелла преследует не только цели гуманизации законодательства, но и будет способствовать взыскиваемости штрафов.

Следует отметить, что действующий КоАП не содержит возможности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений по делам об административных правонарушениях, что не обеспечивает в полном объеме защиту прав граждан. В этой связи, по аналогии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством, такая возможность пересмотра в Кодексе предусмотрена.

В целях снижения нагрузки на суды дополнительно по 90 статьям КоАП дела об административных правонарушениях будут рассматриваться во внесудебном порядке.

Одновременно граждане наделяются правом обращаться в Верховный Суд с жалобой о пересмотре вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Сейчас таким правом обладает лишь Генеральный прокурор. Такой подход направлен на реализацию конституционного права каждого на судебную защиту.

Новой редакцией КоАП определен порядок взаимодействия госорганов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, что призвано также повысить возможности по охране правопорядка.

Кроме этого, необходимо также предусмотреть в качестве доказательств показания эксперта и специалиста, так как нередко в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении у должностных лиц и других участников административного процесса возникает множество вопросов по поводу предоставленного экспертом либо специалистом заключения, ответить на которые может только эксперт или специалист, и данные показания могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении.

В целом, в Кодексе об административных правонарушениях сохранены проверенные практикой и отвечающие современным реалиям положения действующего КоАП, что обеспечивает поступательное развитие данной отрасли законодательства, укрепляются возможности оперативного реагирования на административные правонарушения, их адекватного пресечения и наведения порядка.

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что модернизация административного законодательства направлена на повышение защищенности прав граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, укрепление законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Теперь перейдем к статьям «Нового» Кодекса об административных правонарушениях РК…

 

 

Статья 517. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения.

 

1. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел сроком до трех суток после истечения пяти календарных дней, установленных законодательством Республики Казахстан для регистрации, – влечет предупреждение.

2. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел свыше сроков, предусмотренных частью первой данной статьи, либо в проживании не по адресу, указанному при регистрации, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Республики Казахстан, –

влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

3. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в невыезде из Республики Казахстан в течение трех суток после истечения срока, указанного в визе либо при регистрации в миграционной карточке, – влечет предупреждение.

4. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения либо уклонение от выезда в течение периода, превышающего трое суток после истечения срока, указанного в визе либо при регистрации в миграционной карточке, – влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

5. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в несоответствии осуществляемой деятельности целям, указанным в визе и (или) при регистрации в миграционной карточке, или осуществление трудовой деятельности в Республике Казахстан без получения разрешения на трудоустройство, когда получение такого разрешения является необходимым условием осуществления трудовой деятельности, – влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

6. Действия, предусмотренные частью первой и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

7. Деяния, предусмотренные частью второй, четвертой и пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.

 

Статья 518. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области миграции населения физическими или юридическими лицами, принимающими иностранцев и лиц без гражданства

 

1. Непринятие принимающим лицом мер по своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства либо оформлению документов на право их пребывания в Республике Казахстан, либо их выезду из Республики Казахстан по истечении определенного срока пребывания –

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати расчетных показателей.

2. Предоставление жилища иностранцу или лицу без гражданства, пребывающему в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан в области миграции населения либо уклонение от выезда из Республики Казахстан в установленные сроки, либо несоответствие фактического места проживания адресу, указанному при регистрации, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере сорока расчетных показателей.

3. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере сорока пяти расчетных показателей.

4. Совершение сделок с иностранцем или лицом без гражданства, пребывающими в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан в области миграции населения в несоответствии осуществляемой деятельности целям, указанным в визе либо при регистрации в миграционной карточке, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти расчетных показателей.

5. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностное лицо, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере сорока пяти расчетных показателей.

 

Статья 519. Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов с нарушением законодательства Республики Казахстан, незаконное осуществление иностранцем или лицом без гражданства трудовой деятельности в Республике Казахстан

1. Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на трудоустройство, – влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.

2. Привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы, – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.

3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц – в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи расчетных показателей.

4. Осуществление иностранцем или лицом без гражданства трудовой деятельности в Республике Казахстан без получения разрешения на трудоустройство, когда получение такого разрешения является необходимым условием осуществления трудовой деятельности, –

влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.

5. Привлечение работодателем – физическим лицом к выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве трудовых иммигрантов без соответствующего разрешения, выдаваемого органами внутренних дел, или заключение трудовых договоров по выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем – физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами -

влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.

6. Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

 

Статья 520. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Республики Казахстан за границей

Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Республики Казахстан за границей с использованием ненадлежащей рекламы либо предоставлением неполной или недостоверной информации – влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей.

 


Добавлено в 2015-01-13 14:00:00